Назовите самые распространенные основания для обжалования действий заказчиков, уполномоченных органов в порядке 44-ФЗ, встречающиеся в правоприменительной практике УФАС?

22 декабря 2017, 15:10

Самыми распространенными основаниями для жалоб, поданных в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, являются следующие действия:

во-первых, действия государственных или муниципальных заказчиков, уполномоченных органов или учреждений, выразившиеся в составлении извещений и документаций о проведении закупок с нарушением требований Закона о контрактной системе,

во-вторых, действия комиссий по осуществлению закупок, связанные с необоснованными, по мнению подателей жалоб, отказами в допуске к участию в закупках или неправомерным принятием решений о признании заявок подателей жалоб на участие в закупках несоответствующими требованиям извещений и документаций о проведении закупок.

Если говорить о действиях заказчиков, уполномоченных органов при составлении документаций о проведении закупок, которые, по мнению подателей жалоб, нарушают требования Закона о контрактной системе, то чаще всего участники закупки обжалуют положения описания объекта закупки, т.е. факты включения в описание объекта закупки характеристик, влекущих ограничение количества участников закупки, по мнению подателей жалоб (излишние требования к товарам, указания в отношении товарных знаков, влекущие невозможность поставки эквивалента, требования к упаковке, которые не влияют на функционал товара), либо обжалуют факты недостаточной конкретизации характеристик объекта закупки, что не позволяет определить потребность заказчика.

В отношении последнего основания для обжалования действий заказчика стоит отметить, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику включать в описание объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики такого объекта при необходимости, т.е. исходя из своей потребности. Отсутствие каких-либо характеристик в описании объекта закупки говорит о том, что для заказчика такие характеристики не имеют принципиального значения.

Если говорить о действиях комиссий по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупках, то чаще всего участники закупки обжалуют отказы в допуске к участию в электронных аукционах в порядке статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением конкретных показателей товаров в соответствии с показателями аукционной документации, либо в связи с несоответствием предоставленных показателей товаров требованиям аукционной документации.

При рассмотрении подобных жалоб участников закупки Красноярское УФАС России обращает внимание на то, что в силу положений статьи 67 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в электронном аукционе является четкое соответствие заявки участника закупки положениям аукционной документации. Т.е. если в аукционной документации в описании объекта закупки заказчик указал на необходимость соответствия поставляемого товара требованиям конкретных государственных стандартов, то участнику закупки надлежит обеспечить в своей заявке соответствие конкретных показателей предлагаемого товара показателям, предусмотренным такими государственными стандартами. При этом часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обязывает участника закупки в заявке на участие в электронном аукционе в отношении предлагаемого товара предоставлять только конкретные показатели такого товара, предоставление диапазонов значений характеристик такого товара не допускается Законом о контрактной системе. Однако, только в том случае, если аукционной документацией предусмотрена возможность предоставления в составе заявки неизменных диапазонов значений характеристик товара, исходя из специфики такого товара, то в составе такой заявки могут присутствовать такие неконкретные показатели поставляемого товара, что не может является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.

Наверх