Установка и эксплуатация рекламной конструкции на территории РФ допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).
Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска определен Положением о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 09.11.2009 №453 (далее - Положение № 453).
В соответствии с положением об Управлении архитектуры администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 16.08.2012 №124-р управление является органом, уполномоченным на выполнение от имени администрации города функций в сфере реализации вопросов местного значения в области наружной рекламы, в том числе уполномоченным выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 Положения №453 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –ФЗ «О рекламе»)
Согласно пункту 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе» решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5)нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6)нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
Таким образом, требования к рекламным конструкциям в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки должны быть определены актом органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.7 Решение Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 № 8-140 (ред. от 16.12.2013) «О Правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Красноярска» подходы и принципы размещения рекламных конструкций на территории города Красноярска с учетом архитектурных особенностей сложившейся застройки города Красноярска устанавливаются в концепт-программах размещения рекламных конструкций (далее - концепт-программы), утверждаемых Красноярским городским Советом депутатов.
Концепт-программы должны содержать требования:
- к территориальному размещению рекламных конструкций с учетом особенностей застройки, в том числе исторической, художественной и иной культурной ценности объектов города Красноярска;
- к конструктивному исполнению, внешнему виду рекламных конструкций.
На территории города Красноярска требования к рекламным конструкция утверждены концепт – программой размещения рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденной Решением Красноярского городского совета от 14.12.2010 № 12-227 (в ред. от 14.12.2010, действующей на момент обращения Заявителей в Управление архитектуры).
Пунктом 3.1 концепт-программы (в ред. от 14.12.2010) в целях размещения рекламных конструкций в соответствии с внешним архитектурным обликом сложившейся застройки города установлены следующие зоны:
- зона особого значения;
- зона жилой застройки;
- зона размещения промышленных объектов;
- иные территории города.
Как говорилось ранее Подпункт 4 пункта 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе» содержит такое основание для отказа в выдаче разрешения как нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городски округов.
Объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения ФЗ «О рекламе» не установлены.
По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект).
Понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 пункта 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе», решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
На территории г. Красноярска принятие решения о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городской территории принимается архитектурно - планировочной комиссией коллегиально.
Как показала сложившаяся практика Управления при рассмотрении заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства, при отсутствии в законодательстве критериев, позволяющих определить нарушение внешнего архитектурного облика при размещении той или иной рекламной конструкции, уполномоченный орган при принятии соответствующего решения относительно согласования разрешения на установку рекламной конструкции основывается на внутреннем убеждении и личном эстетическом восприятии.
В ходе рассмотрения антимонопольных дел была выявлена закономерность, согласно которой при подаче заявлений о выдаче разрешения на размещение рекламных конструкций по одним и тем же адресам и схожим рекламным конструкциям одним хозяйствующим субъектам, такие разрешения были выданы, а другим хозяйствующим субъектам было отказано по основанию не соответствия архитектурному облику со ссылкой на ФЗ «О рекламе».
При этом в каждом конкретном случае доказательств законности и обоснованности принятых решений Управлением архитектуры об отказе в выдаче разрешений по основаниям несоответствия рекламных конструкций внешнему архитектурном облику, Управлением архитектуры представлено не было.
Ввиду того, что объективные критерии соответствия / несоответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки улицы рекламных конструкции предполагаемых к размещению хозяйствующими субъектами не определены, а являются оценочными и субъективными критериями по сегодняшний день, то такая правовая неопределенность, как показывает практика антимонопольного органа, приводит (может привести) к необоснованным отказам уполномоченного органа в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций, а также к созданию дискриминационных условий предоставления права хозяйствующим субъектам на размещение рекламных конструкций на территории города Красноярска, что влечет нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с установлением указанной правовой неопределенности Красноярским УФАС России Красноярскому городскому Совету депутатов было предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений (дополнений) в текст концепт – программы размещения рекламных конструкций на территории города Красноярска, с целью устранения имеющейся правовой неопределенности ее отдельных положений, обеспечения конституционных принципов ясности, четкости, определенности и недвусмысленности правовых норм, что в свою очередь обеспечит соблюдение прав хозяйствующих субъектов при реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций на территории города Красноярска.