Основные нарушения законодательства о рекламе
10 ноября 2022, 17:34
Тип документа:
Доклады

Основные нарушения законодательства о рекламе

 

Антимонопольный орган является органом государственной власти,
который осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

Федеральный закон от 13.03.2006г. No38-ФЗ «О рекламе» является основополагающим правовым актом в сфере рекламы. Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

 

На настоящий момент ни один вид предпринимательской деятельности не обходится без рекламы. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара/работ/услуг на рынке.

 

Закон о рекламе регламентирует особенности рекламы отдельных видов товаров и способов распространения рекламы. Нормы Закона направлены на учет интересов всех слоев населения, поэтому наряду с дозволительными нормами в нем присутствует определенное количество норм, которые ставят четкие границы для рекламной деятельности.
Речь идет как о запретах, которые носят абсолютный характер, так и о случаях, когда отдельные виды товаров и услуг можно рекламировать лишь при соблюдении определенных условий. Так, определенные требования предъявляются к рекламе, обращенной к несовершеннолетним, рекламе алкогольных напитков, лекарственных средств и т.д.

 

Названный Закон определяет положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности. Вводит понятийный аппарат, общие требования к рекламе, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запрещает ненадлежащую рекламу, устанавливает государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение.

 

Контролем и надзором за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе занимается именно антимонопольная служба, а не какое-либо иное ведомство, поскольку реклама является одним из важнейших инструментов конкуренции между хозяйствующими субъектами. И от того, насколько эта реклама будет добросовестной и достоверной, зависят как частные взаимоотношения между потребителем и хозяйствующим субъектом, так и
общее соблюдение требований добросовестной конкуренции.

 

Основная задача рекламного законодательства состоит в обеспечении принципов добросовестной конкуренции на российском рынке и защиты потребителей от ненадлежащей рекламы, соответственно, основные требования, предъявляемые к рекламе, затрагивают ее содержательную часть и касаются в первую очередь непосредственно рекламодателей.

 

Вместе с тем ответственность по некоторым нормам лежит также на рекламораспространителях, рекламопроизводителях.

 

Количество обращений, рассмотренных дел, выданных предписаний об устранении нарушений по рекламе увеличивается, вместе с тем, ежегодно мы получаем более 300 обращений, за 9 месяцев этого года уже рассмотрено около 261 обращение. Рассмотрение порядка 20% обращений заканчиваются возбуждением дел.

Причины, по которым заявители получают отказ в возбуждении дела,
могут быть разные:

 

1. Незнание особенностей закона о рекламе.

Стоит отметить, что Закон о рекламе не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума; например в преддверии выборов к нам поступают жалобы на получение смс-сообщений с информацией о кандидате или извещение о номере и адресе избирательной комиссии, так вот на такую информация Закон о рекламе не распространяется; также данный закон не распространяется на:

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые  е входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
 

2. В качестве второй причины, по которым заявители получают отказ в возбуждении дела можно обозначить

Непредставление вместе с заявлением всех необходимых документов, что лишает антимонопольный орган возможности своевременно и в полном объеме рассмотреть данное заявление, а в случае неполучения ответа от заявителя на дополнительный запрос ведет к невозможности установить лицо, нарушившее закон о рекламе.

 

Особенно это касается заявлений с жалобами на смс-рассылку.

К таким обращениям необходимо к заявлению прикладывать: копию договора с оператором связи, детализацию на день получения нежелательной рекламы, и фотоизображение или аудиозапись разговора, содержащие рекламную
информацию.

При отсутствии у абонента договора или детализации на оказанные услуги связи необходимо предоставить в антимонопольный орган согласие на получение детализации и договора. Такое согласие должно быть оформлено личной подписью абонента номера.

Наличие всех этих доказательств антимонопольный орган сможет рассмотреть обращение и оперативно пресечь нежелательную рекламу.

 

Переходя к практике Красноярского УФАС России, начать хотелось бы именно с нарушений, касающихся распространения рекламы посредством электросвязи без предварительного согласия абонента, как наиболее часто встречающихся.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение статьи 18 несёт Рекламораспространитель. Надо отметить, что в настоящее время рекламораспространители более ответственно относятся к требованиям законодательства и, как правило, получают предварительное согласие на рассылку смс-сообщений рекламного характера.

Но, несмотря на это, все чаще поступают жалобы связанные с нарушением данной нормы при осуществлении телефонных звонков рекламного характера как на мобильные телефоны абонентов, так и на стационарные.

В основном реклама по сетям электросвязи содержит предложения финансовых услуг, а именно предлагается заключить договор кредита или займа. Также наиболее часто предлагается воспользоваться услугами медицинских или косметологических центров.

 

В последнее время количество обращений о нарушении Закона «О рекламе» в части статьи 18 приходят значительно реже.

1 июня 2022 года Федеральная антимонопольная служба ФАС и операторы связи запустили единую систему для приема жалоб от пользователей и блокировки номеров спамеров и навязчивой рекламы по SMS и с помощью голосовых звонков.

На сайте ведомства появилась специальная форма для пользователей с ссылками для жалоб на порталах «МегаФона», МТС и Tele2, а также «Билайн».

Ранее, чтобы прекратить распространение спам рекламы абоненту приходилось писать жалобу территориальным органам ФАС России и ждать решения по делу, согласно Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от месяца до трех месяцев.

В настоящее время абонент может пожаловаться на поступившее рекламное сообщение или звонок. Для этого нужно в ручном режиме заполнить форму на сайте только своего оператора и приложить туда скриншоты. При составлении жалобы нужно указывать свой номер и номер отправителя или звонившего.

Далее информация по каждой жалобе поступит в единую систему, а все подключенные к ней операторы заблокируют номер в течение 72 часов после обработки заявки и подтверждения, что номер действительно распространял спам.

После запуска данной системы в адрес Красноярского УФАС России стало меньше поступать жалоб на навязчивые рекламные звонки и рекламную смс – рассылку.

Также, довольно часто встречаются нарушения законодательства о рекламе
приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе
рекламу с отсутствием существенной информации в рекламе финансовых и
медицинских услуг, в рекламе стимулирующих мероприятий.

 

Одним из самых распространенных нарушений является не указание в рекламе существенной информации. В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Можно привести пример нескольких дел, рассмотренных Красноярским УФАС России по актам нарушения общих требований к рекламе, установленных ст.5 Федерального закона «О рекламе».

 

Одним из них является дело, возбужденное в отношении ООО «Смарт» (сеть магазинов «Красный яр»), по факту отсутствия информации об условиях акции «Без прививки НЕДОРОГО!». В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение администрации Октябрьского района города Красноярска с просьбой о принятии мер по факту распространения ненадлежащей рекламы содержащей изображение QR-кода и следующий текст: «БЕЗ ПРИВИВКИ НЕДОРОГО». Рекламодателю было выдано предписание по результатам рассмотрения данного дела. Реклама признана ненадлежащей.

В отдельную категорию можно выделить рекламу, содержащую бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, запрет на которую установлен частью 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Красноярским УФАС России рассматривается четыре дела, возбужденных по результатам рассмотрения обращений физических лиц о наличии признаков нарушения Закона о рекламе.

 

Три из них возбуждены в отношении всем известной службы доставки роллов и суши.

О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» имеется письмо ФАС России N АД/17355/13 от 29.04.2013, в котором разъяснено, что к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова иизображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

 

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

 

Согласно пункту 3 Положения «Об экспертном совете по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю» экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Управление). Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, реализации государственной политики в области контроля соблюдения рекламного законодательства РФ и подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ о рекламе.

 

Основными задачами Экспертного совета являются:

- экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;

- оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации;

- анализ соблюдения принципов добросовестной конкуренции в рекламе;

- экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;

- разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения рекламного законодательства РФ;

- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;

- подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;

- подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о рекламе.

 

В рамках рассмотрения данных дел Красноярским УФАС России проведен Экспертный совет по применению законодательства РФ о рекламе. На повестку заседания Экспертного совета ставились, в том числе, следующие вопросы:

  1. Нарушает ли реклама службы доставки «Ёбидоёби» требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

 

  1. Нарушает ли реклама службы доставки «Ёбидоёби» требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

 

  1. Нарушает ли реклама службы доставки «Ёбидоёби» требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

 

  1. Нарушает ли реклама ООО «Махаон» требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

 

  1. Нарушает ли реклама ночного клуба «Joker» требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

 

Так 100% членов Экспертного совета, считают, что в первом, во втором, в третьем, в пятом случае, в рекламе используются непристойные образы, сравнения, выражения.

Таким образом, позиция заявителей была поддержана мнением членов Экспертного совета.

 

Также в адрес Красноярского УФАС России от Сибирского управления Центрального Банка России поступают обращения по факту нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В основном такие обращения касаются незаконной деятельности ломбардов на территории Красноярского края.

Часть 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» говорит о том, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Хозяйствующими субъектами распространяется реклама о предоставлении услуг ломбардов, в то время, как лицензия на осуществление финансовой деятельности у них отозвана.

Красноярским УФАС России за 2022 год рассмотрено 4 дела по данной статье, приняты решения и выданы предписания об устранении нарушения законодательства. На данный момент на рассмотрении находится еще 2 дела.

 

Ответственность

 

Основная норма, предусматривающая административную ответственность
за нарушение законодательства о рекламе это статья 14.3 КоАП РФ. При этом,
существуют и иные статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за
деяния совершаемые субъектами рекламного рынка.

Например предусмотрена административная ответственность за непредоставление информации по запросу антимонопольного органа (в части рекламы, часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ), за неисполнение предписания по рекламе (ч. 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ), за нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст.91.31КоАП РФ).

 

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство,  размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух
тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч
рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Усилена ответственность за нарушение порядка прерывания рекламой
теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе
объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение
рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской
Федерации, - на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч
рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Аналогичная ответственность установлена за прерывание рекламой при кино- и видео-обслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом
"бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В то же время за превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, - установлен административный штраф на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

 

Кроме того в отдельную часть выделена ответственность за нарушение
установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Более жесткая административная ответственность установлена за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита
(займа) для заемщика и влияющих на нее, -на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей (часть 6 статьи 14.3 КоАП РФ).

Иные лица, не подпадающие под понятие кредитной организации,
например, микрофинансовые организации, допустившие нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, привлекаются к ответственности согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (письмо ФАС России от 02.07.2015 No АД/33032/15 «Об увеличении ответственности за нарушения в рекламе финансовых услуг».

В настоящее время КоАП РФ предусматривает в некоторых случаях
замену административного штрафа на предупреждение.

 

 

Приложенные файлы
по_рекламе_к_слушаниям-1668594856.doc (76,5 КБ)
Наверх